Трансактный анализ: Потребности человека.

   Здравствуйте. Меня зовут Илья Новиков, я практический психолог. Автор книги «Трансактный анализ – Риторические игры». Сейчас она проходит модерацию.

    Трансактный анализ, как я его понимаю, — это психоаналитическую модель, которую разработал американский психолог, врач и писатель Эрик Берн.

   Сегодня я хочу рассказать немного про это направление.

   Начать, лучше всего с предпосылок ТА, которые касаются потребностей человека. Классификация Берна имеет некоторые отличия от классической пирамиды А. Маслоу, а кое в чем с ней совпадает.

Итак, начнем.

Первая потребность –  Сенсорный голод или Жажда тактильных ощущений.

    Все начинается с детства. Ребенку очень важна забота и прикосновения. Материнский руки для него олицетворение божественности. Важно, берет ли мать ребенка на руки, налажен ли между ними контакт, какой он, этот контакт – все это повлияет на всю последующую его жизнь. Важное значение имеет вскармливание грудью. На этой стадии развития ребенка может возникать «задержка», которая называется фиксация. Если ребенок не удовлетворяет в полной мере этих своих потребностей, то во взрослом возрасте он, скорее всего, будет пить или курить, чтобы «убить» какой-то свой страх или тревогу. Это называется оральной фиксацией.

   Фактически, динамика игры «Алкоголик» основана на оральной депривации. Что это значит? Человек пытается не пить, сдерживается, а потом срывается. Ему кажется, что ему очень не хватает «употребления» для того, чтобы снять свои проблемы и неудовлетворенности.

   А теперь вспомните как выглядят пивные бутылки ПЭТ. Есть форма бутылки с двумя выпуклостями – «сиська» и с одним – «соска». Бутылка 0.33 из-под колы тоже напоминает соску.

   Курение сигарет – это, по сути дела, также сосание вонючей соски. Когда человек курит, он успокаивается, впадает в такой «своеобразный транс», будто бы он в состоянии ребенка, который присосался к груди.

Вторая потребность – Жажда признания. Помните фразу: «Я – никто, и зовут меня никак». На самом деле это выражение взято из одной притчи, но люди говорят это прямым текстом применительно к себе, тем самым теряя остатки своего самоуважения и обесценивая себя окончательно.

   Это та самая проблема маленького человека. Вспоминается сразу «гоголевская» шинель. Для героя повести покупка новой шинели становится проблемой мирового масштаба.

   Так откуда же берется «проблема признания?» Тоже из детства. Это так называемая «выученная беспомощность».

   Ребенок раз попробовал – получил по рукам, второй, третий – опять получил. Понял, что ему «не дано», ему нельзя, он не достоин. Его желания подавляются Родителем. По сути Родитель преследует Ребенка, не дает ему реализовать свои желания, получить то, чего он хочет больше всего. Это тоже становится задержкой, "тормозом" в его развитии и называется фаллической фиксацией. Теперь он будет всю жизнь доказывать, что он достоин жить так как он хочет, играя в разные неконструктивные игры, самая яркая из них – «Почему бы тебе не …Да, но…», выигрыш которой подкрепляет экзистенциальную позицию «все хотят меня контролировать», так как "навязывают" свои советы.

   В истории есть немало примеров известных людей с проблемой признания. Возьмем Адольфа Гитлера – несостоявшийся художник, неудачник. Его комплекс неполноценности раздулся в комплекс превосходства. Его целью стало захватить весь мир, разрушить весь мир, раз люди не захотели его признать.

   А потом, если бы он захватил весь мир, то как и император Нерон, который заставлял смотреть трагедии со своим участием, заставил бы ходить в свои галереи.

  Что же он сделал? Он спроецировал свою неполноценность и «непризнанность» на коллективную психику всей нации. Он начал внушать, что Германия должна быть страной номер один, что эта нация самая лучшая, их предки самые могущественные – были организованы экспедиции, поиск артефактов, чтобы это как-то доказать и подтвердить. Все это закончилось катастрофой как для нации, так и для него самого.

Третья потребность – Структурный голод или жажда упорядочивания времени.

   Вспоминается сразу строка из песни В. Цоя: «Тот, у кого есть четкий жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то другом».

   Если у человека жизнь «не налажена», не упорядочена, то у него возникает чувство тревоги, экзистенциальный страх. Страх перед пустотой и одиночеством.

   На другом полюсе стоят люди, которые умеют отлично упорядочивать время. Это самые высокооплачиваемые члены общества. Что касается деятельности – это топ-менеджеры, политики, руководители. У них активное Взрослое состояние и хорошо развит «Родительский» контроль.

   Что касается развлечений – это артисты и актеры, которые собирают стадионы. Также это всякого рода массовики-затейники, спикеры, лекторы, экскурсоводы и т.п.

    Эти люди спонтанны, у них много свободы. У них хорошо развит Свободный Ребенок. Чтобы понять, что такое Свободный Ребенок, стоит вспомнить сказку про «Малыша и Карлсона».

   Малыш – это Приспособленный Ребенок, «адаптивный», который не может привлечь к себе внимание занятых родителей. Карлсон олицетворяет Свободного ребенка, который делает все, что ему заблагорассудится без всяких стеснений. Свободный Ребенок отличается тем, что он может взаимодействовать с Родительским состоянием-Я другого человека и легко с ним справляется. Свободный Ребенок – это тот аспект личности, который К.Г. Юнг назвал бы «архетипом Трикстера». Свободный ребенок умеет обмануть, заболтать, выкрутиться, избежать гнева и наказания Родителя, провести с ним «воспитательную работу» и при этом следовать собственным желаниям и интересам. Поэтому Карлсон – это воображаемый друг Малыша, олицетворяющий «теневую» сторону его состояния я-Ребенка.

Четвертая потребность – Смысловой голод. Жажда смысла, у Юнга есть аналог: telos –цель.

В каждый период жизни своя цель и свой смысл: «Время собирать камни и их разбрасывать» – написано в Ветхом завете.

В конце своей жизни Берн также писал: «Искусство жить состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая спелые яблоки, а искусство умереть состоит в том, чтобы доесть свое яблоко и сказать другим: «Наслаждайтесь тем, что я вам оставил».

   Больше всего этой проблематикой занимался Виктор Франкл в своей логотерапии. (Логос переводится как смысл, разумное слово, понимание) Среди тяжело больных людей выживают при прочих равных те, у которых остался смысл в жизни. Смысл и цель – это то, что должно привести к трансформации личности. Поэтому каждому человеку лучше все же осознавать смысл своей жизни, ее направление и конечную цель.

 

.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: